Активные методы обучения


Татьяна Александровна Павлова     28.Feb.2012

"Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму". Древняя китайская мудрость как нельзя лучше характеризует активные методы обучения. Классическое определение - АМО – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и организовать самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока.

Отличительная особенность активных методов в том, что здесь обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным.
Осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического исследования. Организуется формирование новой установки на обучение в эмоционально насыщенном процессе творческого труда.
Активные методы, где обучающиеся являются "субъектом" обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы - это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

Возможное использование активных методов обучения на уроке :
1. Вхождение в содержание (должна носить проблемный характер для повышения познавательной активности учащихся)
2. Диагностика исходного уровня знаний (цель систематизировать необходимые знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин, указать на имеющиеся недочеты и пробелы в знаниях для дальнейшего их усвоения)
3. Анализ конкретных ситуаций (состоит в изучении и принятии решений по ситуации.

Цель активных методов обучения - это научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать, чтобы каждая высказанная идея была правильной и рациональной. Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях" гораздо важнее формального требования. Отсюда вытекают еще несколько целей. Например, научить детей фантазировать. Или - научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.

Несомненная цель АМО это и поддержка робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая. Наконец, подспорьем для педагога станет то, что применение АМО позволит оценить общую активность детей.

Одним из важных моментов АМО является "мозговой штурм". Подготовка педагога к мозговому штурму включает следующие шаги: определение цели занятия, конкретизация учебной задачи, планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия, подбор вопросов для разминки, разработка критериев.

Общая творческая атмосфера занятий, проводимых при помощи АМО, отличается проявлением коллективного творчества и позволяет выполнить не только обучающие, но и развивающие функции урока.

Выводы здесь просты.
АМО может быть столько, сколько преподавателей занимается этой проблемой. АМО реализуют потребности личности в активности, даже в некоторой профессиональной разрядке. АМО формируют самое главное - трудовые навыки, умения и вырабатывают привычку активно, творчески, рационально мыслить и действовать. АМО вырабатывают умение решать проблемы.АМО - это «ожившая» ситуация со всеми взаимодействиями между людьми, со всеми конфликтами, успехами и поражениями, с адекватной оценкой индивидуальных, профессиональных качеств и умений.

Таким образом, активные методы обучения активизируют мыслительную деятельность учеников, приучают их к принятию самостоятельных решений, а также способствуют формированию новых умений и навыков.

Активные методы обучения

Просмотров: 4297 | Рейтинг: 17


17.06.2014 16:57:23     Появление вариативности в методиках преподавания, смещение в сторону организации педагогом успешной учебной деятельности ученика, а не простого запоминания школьниками суммы знаний, т.е. применение активных методов обучения, можно однозначно назвать настоящей революцией в системе образования. Мы еще в самом процессе, поэтому не можем однозначно определить этот водораздел, но главное - он существует.

25.11.2012 20:52:18     Активные методы обучения особо популярны в виде деловых игр. Деловая игра с привлечением конкретной проблемной ситуации и разбором вариантов решения вообще как вид АМО была рождена в России в 1932 г. Затем уже подхватили США и другие страны. Деловая игра открывает широкий простор развитию познавательного интереса.

19.11.2012 16:25:44     Методики Шаталова, Щетинина, Лысенковой - тоже основаны на интенсивных методах обучения. Свертывание информации, опорные сигналы, метод погружения требуют от учителя более сложных навыков работы с учебным материалом, видимо, поэтому новаторов среди педагогов не так уж много.

12.11.2012 22:27:48     Да, активные методы обучения способствуют развитию познавательной активности детей. К тому же они подходят для всех возрастных групп. Согласно исследованиям немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.

07.04.2012 22:53:36     Не представляю, КАК можно работать с детьми и не вкладывать в это все свои знания, умения,сердце, ум...Чуткость детей ко всему, что идет от души, общеизвестна. Но не все помнят об этом ежечасно, ежеминутно. Хочешь узнать, какой ты учитель - спроси своих учеников. АМО - лишь технология, и она известна всем, которые даже не слышали о таком термине. У нормального учителя каждый урок построен на активном взаимодействии!

Новые участники

Michaelnok
19 Sep 2017 14:29
maribelad69
19 Sep 2017 12:59
Frillockpex
19 Sep 2017 12:07
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20
Поиск по сайту

Новые записи

Тайна школьной успеваемости
От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку раз...
Мужчина-педагог очень важен для мальчишек
Уроженец Бурятии сделал футбольную команду из детдомовских ребят чемпионами мира. Действующий футболист красноярского клуба «Тотем» Олег Бадмаев нескол...
Ребенок плохо учится – что делать?
"Надо радоваться! - советует известный педагог-новатор, доктор психологических наук из Екатеринбурга Александр Лобок. - Я занимаюсь тем, что вытаскиваю дет...
  1   2   3