Воспитательная система Московской гимназии на Юго-западе: погружение в культуру

Сегодня московская гимназия на юго-западе - это многопрофильное учебно-воспитательное учреждение, включающее три отделения: гуманитарное - с углубленным изучением истории и литературы; физико-математическое - с углубленным изучением математики и физики; естественнонаучное,  на основе углубленного изучения биологии.
Гимназия производит набор в основном в первые и восьмые классы, а также в другие классы на свободные места, но всегда на конкурсной основе. Поэтому здесь могут учиться дети, живущие в самых разных районах столицы. Что касается социального состава семей учащихся, то среди родителей преобладают представители интеллигенции: профессора, преподаватели, научные сотрудники московских университетов и институтов. Взаимодействие с родителями носит характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам (дать полноценное образование детям, поддержать их познавательные интересы), так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство помогает избегать столь традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением воспринимают происходящее в стенах гимназии.
Вместе с тем прослеживается и другая тенденция. Потребительское отношение к жизни, вещизм, доминирование материального начала над духовным захватывает все большую часть нашего общества, в том числе и интеллигенцию, что, в свою очередь, не может не сказаться на детях. Вот почему одну из задач школы мы определяем как противостояние слишком прагматичному, утилитарному отношению к жизни, а в противовес ему стремимся сформировать у детей подлинную духовность.
Внешние связи гимназии достаточно широки и разнообразны, но в первую очередь школа тесно сотрудничает с теми учреждениями, которые могут быть ей полезны в повышении уровня образовательной подготовки учащихся. В этом ряду выделяются Московский государственный университет, Московский педагогический государственный университет. Институт молекулярной биологии Российской академии наук. Российский государственный гуманитарный университет.
Давно и прочно гимназия дружит с Домом детского творчества «Созвездие», с Государственной научно-педагогической библиотекой им. К.Д. Ушинского, с Российской академией искусств (бывший ГИТИС).
В гимназии работает 68 педагогов и обучается 700 школьников, сгруппированных в 28 классов и в 2 группы продленного дня. Директор гимназии - Юрий Владимирович Завельский. Весь воспитательный процесс направляет Лариса Давидовна Гуткина, одна из старейших наших работников.
 
Гимназия по-своему решает проблему формирования воспитательной системы, хотя решение это нельзя назвать строго научным. Коллектив гимназии больше исходит из сложившейся за многие годы собственной практики и практики других педагогических коллективов с определенной опорой на науку. В целом вся работа строится на воспитании учащихся знаниями и культурой.
В своей деятельности мы всегда придерживаемся выработанной за долгие годы педагогической аксиомы: знания сами по себе очень важны, но, если знания не оплодотворены чистотой помыслов, благородством замыслов, любовью и добротой к людям, а самое главное — поиском смысла жизни, то в конечном итоге эти знания приводят к саморазрушению. Если принять культуру за нечто целое и считать, что прогресс науки и техники чрезвычайно велик, то по сравнению с ним даже энциклопедические знания ничего не стоят. Можно вспомнить в этой связи мучительный поиск смысла жизни великих мыслителей прошлого, начиная от Моисея и кончая Сократом и Сергием Радонежским. В конце концов, получить образование – значит «образовать себя», создать и осуществить себя в разных формах жизнедеятельности. Вот что лежит в основе «философии» нашей гимназии, вот что определяет цели ее воспитательной системы.
 
Для простоты изложения и анализа мы разделили все выработанные нами цели воспитательной системы на три большие подгруппы, хотя и понимаем всю условность подобного деления, а потому в практике редко отделяем их друг от друга.
Обучающие цели:
• расширение и углубление знаний об отечественной и мировой культуре;
• формирование исследовательских умений, навыков и приемов сценической игры;
• стимулирование интереса к литературе, истории, искусству в целом.
Развивающие цели:                
• развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования подлинной культуры чувств.
Воспитывающие цели:
• совершенствование навыков общения в разнообразных ситуациях;
• формирование художественного вкуса;
• воспитание культуры поведения.
Основой формирования нашей воспитательной системы стало «погружение в искусство», приобщение к нему детей, прежде всего приобщение к театральной деятельности.
Чем притягивает ребенка театр? Чем он привлекателен для взрослого? По-видимому, тем, что театр – это магия, это сила, в чем-то неподвластная человеку. Настоящий театр – всегда праздник, и если это не рядовой спектакль, а подлинный шедевр, то праздник этот на всю жизнь остается с человеком. Наконец, как и любое искусство, театр – это всегда тайна. Так вот, стремление проникнуть в тайну сценической игры, в волшебный мир актерского перевоплощения – главный побудительный мотив, заставляющий ребенка стремиться на сцену. Но не только это. Создавая роль, наш ученик (ребенок, подросток, юноша) одновременно решает для себя две задачи: правдивого вхождения в сценический образ и отражения своего отношения к нему. И в этом тоже проявляется притягательная сила сцены. Играя доброго, он сам становится добрее, играя злого, невольно вырабатывает в себе неприятие зла. В этом, на наш взгляд, и состоит облагораживающая сила искусства, особенно театрального, которому, на наш взгляд, нет равных по силе эмоционального воздействия. В этом кроется и причина его первостепенного значения для нас, педагогов.
 
Итак, приобщение к театру началось в нашей школе с первых дней ее существования, что само по себе неудивительно, и обусловлено, как минимум, двумя обстоятельствами: во-первых, любовью директора к театру, любовью, которая сформировалась еще в юности под влиянием выдающихся деятелей русской сцены, главным образом мастеров старого Художественного театра, во-вторых, присущей детям потребностью играть и в игре реализовывать себя.
Ведь не случайно был театр и в ШКИДе у В.Н. Сороки-Росинского, были постановки в колонии имени Максима Горького у А.С. Макаренко, были театрализованные представления у С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и многих других замечательных педагогов. Необычное в нашей гимназии связано с другим – с тем, что театр захватил многих - не только детей, но и родителей, педагогов.
А начиналось все с попытки решить вопрос: как удовлетворить стремление ребят участвовать в спектаклях. Оказалось, что ни увеличение количества спектаклей в год, ни введение в действующие спектакли новых образов и массовых сцен не решало проблемы. И вот тогда родился совершенно иной подход - играть не отдельную пьесу, а целую эпоху, играть всей школой и найти там место для каждого. Так впервые появился общешкольный праздник «День XIX века», положив начало ежегодному весеннему празднику культуры, который стал одной из трех замечательных традиций школы наряду с Днем гимназии (декабрь) и общешкольной ярмаркой (февраль).

Схематически три больших праздника культуры, прошедших в разные годы, представлены ниже.

Погружение в имитированную среду
Утро День  Вечер
XIX век
«Бал у Иогеля».  Выступление самодеятельного фольклорного ансамбля
Салоны: литературный «Дуэт»; музы­кальный «Мечты и звуки»; художе­ственный «Палитра»
Вечерний бал. Спектакли: Чехов «Свадьба»; Скриб «Шарлатаны»; Островский «Бесприданница» (4-й акт). Цыган­ский хор учите­лей
Серебря­ный век
Спектакль: Метерлинк «Синяя птица»
Литературные кабаре: «Бродячая собака», «Привал комедиантов», «Тамара и Де­мон». Фестиваль самодеятельных фильмов
Спектакль: Цветаева «Фортуна». Ве­черний бал. Ар­тистическое каба­ре «Летучая мышь»
XX век, 20-е годы
Спектакли: «Хармс, Чармс, Шардам» (по Хармсу); «Это было в Одессе» (по Бабелю), Представления по произведениям Багрицкого
Салон Мейер­хольда. Фильм учителей «Юркина кварти­ра». Спектакли: Маяковский «Клоп» (1-й акт); Булгаков «Мастер и Маргарита»
Кабаре «Кривой Джимми». Пред­ставление «Бал на Лысой горе». Вечерний бал. Спектакль: «Свадьба Бени Крика» (по Бабе­лю). Спектакль учителей: Гоцци «Принцесса Ту­рандот»

 

Подготовка к этим большим событиям в жизни школы требует максимальной концентрации внимания и сил педагогов, учащихся, их родителей. Образуются временные творческие коллективы, своеобразные оргкомитеты, или Советы дела. По-видимому, в силу того, что появление таких коллективов обусловлено насущными потребностями, а также тем, что они не искусственно, а, напротив, органично входят в жизнь школы, их деятельность чаще всего бывает весьма эффективной как в организационном, так и в воспитательном плане.
Вообще в целом мы противники самого термина и существа понятия «организация». Нам думается, что в школе важнее другое – зараженность общим делом, одной идеей, которая с большим успехом объединит всех вокруг себя, ибо сама идея имеет характер саморегулирования, самоосуществления. Когда мы проводим свои праздники, то они, с одной стороны, сплачивают людей, а с другой – определяют место каждого в общем контексте работы.
Конечно нельзя сказать, что у нас вообще нет никакой организации, она есть, и ею превосходно занимается Лариса Давидовна Гуткина, а решением самых принципиальных вопросов – Совет гимназии. В нашем «управленческом ансамбле» директору отводится роль «вдохновителя», который генерирует идеи и старается заразить ими окружающих. Сказанное позволяет утверждать, что мы никогда не ставим вопросы организации на первое место, никогда не выпячиваем роль администратора в управлении школой. Сама деятельность в каждой конкретной ситуации и каждый раз по-новому диктует позицию директора, его заместителя, педагогов и учащихся.
 
Вообще сейчас в гимназии работает много замечательных педагогов, интеллигентных, много знающих и много умеющих. С ними интересно общаться, хотя у нас случаются споры и даже обиды, но мы умеем прощать и понимать друг друга. Так было не всегда, был период, когда приходилось специально подбирать учителей. Достаточно сказать, что в первый же год работы 12 человек покинули школу, из них только двое – по собственному желанию.
Как-то, выступая на семинаре в нашей школе, В.А. Караковский сказал: «Мы находимся в школе на юго-западе, где работает блаженный». Может быть, это и впрямь так, но думается, что в нашем деле необходимо быть блаженным. Пусть кто-то фанатик в одном, а кто-то в другом. А иначе тебе самому будет неинтересно работать, неинтересно будет и людям, с которыми ты работаешь, и - самое страшное – скучно станет детям. Убежден, дух любой школы определяется фанатизмом, беспредельной преданностью делу тех людей, которые в этой школе работают.
Дух нашей гимназии, систему сложившихся в ней взаимоотношений можно было бы определить словом «интеллигентный». Именно на этой основе строится и система общения с каждым учеником. На примере «новичков» легко проследить, как она реализуется. Поначалу, попадая в условия новой для себя школы, тем более довольно известной гимназии, они держатся скованно и неуверенно с педагогами и особенно с директором. Но чаще всего ситуация в корне меняется после проведения Дня гимназии. Ребята видят, как директор (немолодой и уважаемый человек) «лезет» на сцену и дурачится на виду у всех; они смеются над созданным им образом, а он сам становится им понятнее и ближе. (То же и в отношении учителей.) Уже на следующий день у кабинета директора можно встретить подростка, который, здороваясь, скажет: «Как вы здорово играли вчера. Мы и не думали, что вы все это умеете делать».
Так легко и безболезненно исчезает пресловутая дистанция возраста и должности, остается нормальное человеческое общение представителей разных поколений, каждое из которых способно духовно обогатить другое. Еще проще устанавливаются отношения между ребятами разного возраста. Ведь в процессе совместной театральной постановки, то есть в процессе подготовки общего дела, место каждого определяется не стажем школьной жизни и прожитыми годами, а способностями, энтузиазмом, творческим горением. Вообще в совместной игре взрослых и детей раскрываются новые, подчас неожиданные грани ума, души, характера, растут взаимный интерес и симпатия, а это, в свою очередь, порождает доброе отношение к своей гимназии педагогов, учащихся, их родителей.
 
Было бы ошибкой утверждать, что сложившаяся атмосфера терпимости и интеллигентности, атмосфера творчества облагородила каждого нашего выпускника: окружающая среда, конечно, оказывает свое влияние. И все же среда не мешает нам осуществлять задуманное, она проходит как бы «по касательной» по отношению ко всей деятельности школы в целом. Большинство наших ребят отличают большая внутренняя культура, благородство, способность и готовность к «самостроительству». Многие из них поступают в вузы, становятся учеными, исследователями и, что самое главное, остаются порядочными людьми.
Практическая реализация идей, лежащих в основе воспитательной системы нашей гимназии, требует немалых финансовых затрат (ткань для костюмов, декорации, фотографии и т.п.), и это, как ни парадоксально, становится главной, трудно преодолимой нашей помехой.
 
Если охарактеризовать всю воспитательную систему в целом, то она сегодня находится в стадии совершенствования, причем главным образом за счет пополнения и обновления различных ее элементов, привлечения к организации основных дел творчески мыслящих педагогов.
Перспективы развития воспитательной системы лежат в усилении ее интеграции с дидактической системой за счет взаимообогащения и взаимодополнения. Средством саморазвития системы является театрализованная игра, которая всегда нова и потому всегда интересна всем ее участникам.
Расскажем о том, как проходил праздник отечественной культуры – «День серебряного века». Лейтмотивом праздника стало его восприятие в качестве эпохи «русского культурного Ренессанса» (Н. Бердяев). По замыслу, празднику должна была предшествовать большая экспозиция на тему «Твой серебряный век», как бы вводящая всех участников в соответствующую атмосферу. Она открылась за месяц до начала и занимала весь вестибюль школы. Праздник начался спектаклем по пьесе Метерлинка «Синяя птица», роли в котором исполняли десятиклассники, а зрителями были ребята из четвертых-седьмых классов.
Но мы не только сыграли «Синюю птицу». Нам хотелось и в зрительном зале создать атмосферу тех лет. Вот почему все были в костюмах того времени, и каждый как бы «вошел» в образ человека, той эпохи. Мы попытались воссоздать литературно-артистические кабаре как одну из важных составляющих культуры на рубеже веков. Вспомнив о существовании знаменитого кабаре «Бродячая собака», открытого в Петербурге в 1913 году, где поэты читали свои стихи, где бывали Гумилев, Ахматова, Мандельштам, мы решили, что и наши юные поэты должны представить свои первые литературные опыты в подобном кабаре.
Как известно, «Бродячая собака» была закрыта в 1916 году, но дух ее как бы переместился в новое, открывшееся в том же году, литературное кабаре «Привал комедиантов». Мы стремились, насколько возможно, приблизить наш «Привал комедиантов» к его реальному прототипу. Там были гости, артисты, официанты, ведущие, лекторы и даже «подсадные утки». Посетители могли посмотреть несколько коротких пьес, состязание поэтов с последующим диспутом, понаблюдать за выбором короля поэтов, послушать шуточную «лекцию, полезную для пищеварения», а в перерывав еще и провести дегустацию разнообразных блюд русской национальной кухни.
Было открыто также кафе «Тамара и Демон»: читали свои стихи известные поэты, пели романсы, разыгрывали фанты.
Ближе к вечеру в актовом зале начался показ спектаклей школьных театральных коллективов из репертуара русских театров конца прошлого - начала нынешнего века. Мы сумели тогда поставить пьесу М. Цветаевой «Фортуна» и две чеховские пьесы – «Предложение» и «Свадьба».
В 20 часов праздник как бы разделился на два потока: вечерний костюмированный бал с нестареющим вальсом и бессмертным танго и синематограф. В память о замечательных создателях российского кино – Мозжухине, Вере Холодной – мы решили снять свой учительский фильм «Любовь и слезы» с леденящим душу сюжетом, со своим Мозжухиным и своей Верой Холодной. И уже в самом конце вечера, в 22 часа, открылось артистическое кабаре «Летучая мышь».
«Летучая мышь» - именно так называлось одно из самых примечательных культурных мест Москвы в 10-х годах нашего века, а славу ему принесли такие талантливые люди, как Никита Балиев и Николай Тарасов. Его посещали многие замечательные артисты того времени. Без «Летучей мыши» культурная жизнь Москвы осталась бы в нашем представлении неполной. Как и в старой «Летучей мыши», мы организовали у себя репризы, скетчи; звучала музыка, гремел канкан.
День прошел незабываемо. В сознании запечатлелись многие приметы того далекого времени.
А спустя год у нас был праздник со спектаклем по рассказам И. Бабеля и поэтическим представлением по стихам Э. Багрицкого (20-е годы XX века).
Так проходят наши праздники культуры. Затем они в мельчайших деталях отражаются в нашей летописи, которая ведется с рождения школы и которой мы так дорожим. Составлением летописи, ее оформлением, подбором фотографий и другого иллюстративного материала занимается неутомимая Лариса Давидовна Гуткина. Она же является и талантливым пропагандистом такого своеобразного развития нашей гимназии. Мы часто говорим ребятам: «Смотрите летопись, это не только история жизни школы, это еще и история вашей жизни, история вашей души».
 
Что касается связи с наукой, то гимназия работает в русле исследования «Теория и практика воспитательных систем», специализируясь по теме «Погружение в искусство как основа воспитательной системы».
Раскрыв отдельные аспекты воспитательной системы нашей гимназии, мы оставили за кадром еще ряд интересных событий, которыми мы живем: традиционные ярмарки, - они проходят в форме театрализованных представлений; всегда пронзительный по искренности и теплоте чувств День гимназии и многое другое. Много лет назад Ф.М. Достоевский выразил надежду на то, что мир спасет красота. Наверное, это так. Но для того чтобы красота уберегла мир от разрушения, необходимо для начала спасти саму красоту. Кто же ее спасет? Особенно в нашей стране, где она в течение десятилетий подвергалась варварскому уничтожению. Кто?  
Я, старый учитель, отвечаю на этот вопрос так: «Красоту могут спасти и спасут наши дети. Приобщившись к красоте, они унесут в этот большой, может быть, слишком яростный мир ее непреходящую ценность и сделают этот мир поистине прекрасным».
В конечном счете для воспитания такого человека мы и создали нашу воспитательную систему.
 
Ю.В. Завельский
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Ре­дактор-составитель Е.И. Соколова/Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998.


 

 

Новые участники

carapc4
20 Oct 2017 08:41
jodiedq60
20 Oct 2017 07:25
leahkd60
20 Oct 2017 07:10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20
Поиск по сайту

Новые записи

Тайна школьной успеваемости
От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку раз...
Мужчина-педагог очень важен для мальчишек
Уроженец Бурятии сделал футбольную команду из детдомовских ребят чемпионами мира. Действующий футболист красноярского клуба «Тотем» Олег Бадмаев нескол...
Ребенок плохо учится – что делать?
"Надо радоваться! - советует известный педагог-новатор, доктор психологических наук из Екатеринбурга Александр Лобок. - Я занимаюсь тем, что вытаскиваю дет...
  1   2   3