Школа Щетинина: здесь растет будущее!

    О школе Михаила Петровича Щетинина в поселке Текос Краснодарского края не знает только ленивый – слава о ней разнеслась далеко за пределами края, по всей России и за рубежом. Не проходит и дня без гостей: учителя из Сибири, Дальнего Востока, Урала, Заполярья едут сюда, чтобы самим стать на время учениками.
    Чтобы понять – что же это за чудо, школа Щетинина…


Школа Щетинина: здесь растет будущее!    Увидеть этот залитый щедрым южным солнцем огромный двор, неожиданный, поражающий воображение комплекс зданий, весело поблескивающих разноцветной мозаикой, горбатые мостики во дворе и сказочные дорожки, которые выводят к раскидистым деревьям. Услышать звонкоголосый хор детей, поющих полузабытые щемящие песни о Родине, долге и чести. Почувствовать всем распахнутым ошеломленным сердцем всю новизну и непохожесть новаторской щетининской педагогики. Впитывать, и жадно ловить каждое слово автора этого – хочется сказать – учения, ведь в ней нет занудливых педагогических длиннот и описаний, в ней – глубокое уважение к Ребенку и понимание того, что Род и Любовь суть два главных помощника учителя. Осознать, что нет в мире учебников – как учить детей «по-щетинински», и этому можно научиться только вот так – сидя и стоя рядом с Учителем, вглядываясь туда, куда устремлен его иссиня-голубой взгляд, подпевая мелодии, срывающейся с кончиков его пальцев, хватая кисть или молоток – это уж как по надобности и вместе с детьми забираясь на крышу нового строящегося терема.

    И все это время медленно, исподволь строить в душе образ своей новой Школы – школы будущего.

    «Это удивительно, но мне сначала показалось, что я попала в какую-то другую реальность! – говорит Тамара Сергеевна Борисова, учительница младших классов из Горно-Алтайска. – Так не бывает! – хотелось мне сказать всякий раз, когда я видела нечто невообразимое в нашей обычной средней школе.
    - Например? 

    - Да вот даже как здороваются с учеником: «Здравствуй, великий!»…Или как дети сами изучают весь учебник и затем сами (!) преподают предмет в своих группах! Или как семиклассник без труда поступает в вуз! А как дети поют и пляшут! Профессиональным ансамблям за ними не угнаться! Словом, все здесь будоражит педагогическое сознание и заставляет понимать, что будущее образования здесь, а не в наших школах!…»

  Тамара Сергеевна приехала сюда по поручению родительского комитета, финансировавшего всю неблизкую дорогу с одним условием: привезти щетининскую методику. Конечно, теперь она понимает, что это было наивным – думать, что за семь дней можно постичь то, что взращивалось десятилетиями. Но надо же с чего-то начинать! Почему бы и не с изучения методики преподавания предметов?

    У Михаила Петровича Щетинина замечательное правило: не терять ни одной минуты на забывание учебного материала. Поэтому школьные предметы преподаются здесь по принципу «полного погружения». Например, изучение математики. Во-первых, «классов» как таковых нет. Есть лаборатории с углубленным изучением и разновозрастные группы. Ученики в таких группах проходят за учебный год весь курс за несколько «погружений». Каждое – сложнее предыдущего, а в конце – закрепление материала. Поэтому здесь возможно пройти весь школьный образовательный курс не за 11, а за 9 лет. А за оставшееся время «погрузиться», например, в высшую математику на уровне 2 курса института.

    По аналогии напрашивается пример с ловцами жемчуга. Да, в этой методике тоже есть «жемчуг» - это самостоятельно добытое знание. Ребенок не просто «проходит» предмет, он занимается исследованием. Поэтому в школе Щетинина нет оценок – как можно оценить исследовательский труд, где отрицательный результат – крайне важен, поскольку позволяет приступить к отработке следующей модели! Да и возможно ли это – оскорбить своего соратника по исследованию какой-то балльной отметкой?! И вот здесь мы подходим к главному отличию щетининской школы.

    Дети у Щетинина – особенные. Спокойные, излучающие какую-то особую приветливость, радушные, собранные. В их походке, осанке и широком развороте плеч угадывается отточенность движений, почти танцевальная плавность. Да, они здесь все танцуют. Танцы самые разные: казачьи пляски и даже горские танцы. И поют – тоже все.
    Просто, как в теории – все дети рождаются талантливыми. Но в школе Щетинина это еще и подтверждено практикой.

    Нет, они не сразу стали такими. Просто попали в нужную среду. Среду, где уважительное отношение друг к другу независимо от возраста и заслуг – аксиома. Где учат думать и высказывать свои мысли, не боясь осуждения. Где понимают, что быть образованными – это еще и уметь работать, рисовать, танцевать и владеть навыками самообороны. Где помнят и чтут предков, и осознают, что являются не просто мальчиками и девочками, а продолжателями славного рода. Потому и все – великие. И учатся здесь не за оценку, а потому что – надо. Ведь школа – это только этап и за стенами школы начнется взрослая жизнь, где надо брать на себя ответственность.

    За свои знания. За труд. За семью. За страну.

    Кажется – может ли четвероклассник чувствовать такую ответственность? У Щетинина – может. Потому и темы докладов младшеклассников могут быть, например, такими: «Реформа системы подготовки педагогов». Или «Информационная война – продукт противостояния культур».

   Мудрено? Конечно, мудрено, и трудно приложить такую систему к нашей обычной общеобразовательной школе. Потому и едут педагоги со всех концов и со всех стран, потому что здесь отсчет – иной. Не в системе отметок и не во внедрении западных систем образования здесь учат увидеть человека новой эпохи, а в пробуждении памяти рода, памяти взыскующих нравственных императивов, запечатленных в истории, слове, традициях!

    Ново это? Еще как ново! Ведь мы забыли то, с чего начинается уважение к стране – с уважения Человека. Пусть ему даже и пять или пятнадцать лет, он уже несет в себе все, необходимое для наиболее полного и правильного развития.

    Как говорит сам Михаил Петрович: «Никто не учит зерно пшеницы, как строить колос, так неужели мы, люди, более примитивные начала? Родовая память содержит все знания. Поэтому единственное, чем мы можем помочь ребенку – это реализовать себя». И еще: «Школа в Текосе делает все, чтобы не было школы. Школа – это жизнь. Школа не может работать в стенах. Не школу нужно создавать, а Родину».

    Действительно, разве знания и технологии – главный продукт системы образования? Личность – вот основа, которая найдет все необходимое для реализации своего замысла. Если есть здоровая, крепкая личность – такого ученика уже ничто не собьет с пути, не заставит отступить или устремиться в ложном направлении. Да и страну делают страной не неведомые электоральные группы, а личности.

    В этом году школе Щетинина в Текосе, а точнее – лицею-интернату для комплексного формирования личности детей и подростков исполняется 18 лет. Все эти годы у руля этого смелого эксперимента стоит заслуженный учитель РФ, профессор, академик РАО, педагог-новатор Михаил Петрович Щетинин. За эти годы ЮНЕСКО трижды объявляла школу Щетинина лучшей в мире, а имя М.П. Щетинина внесено в список выдающихся людей тысячелетия.

    Отрадно, что интерес к школе Щетинина сегодня идет только по нарастающей. Значит ли это, что когда-нибудь методика Щетинина будет применяться в гораздо большем масштабе? Конечно, время покажет, но все же так хотелось бы в это верить!

Елена Минилбаева

 

Новые участники

normanga1
22 Aug 2017 19:27
edwardij18
22 Aug 2017 19:24
Resselwah
22 Aug 2017 19:23
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20
Поиск по сайту

Новые записи

Тайна школьной успеваемости
От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку раз...
Мужчина-педагог очень важен для мальчишек
Уроженец Бурятии сделал футбольную команду из детдомовских ребят чемпионами мира. Действующий футболист красноярского клуба «Тотем» Олег Бадмаев нескол...
Ребенок плохо учится – что делать?
"Надо радоваться! - советует известный педагог-новатор, доктор психологических наук из Екатеринбурга Александр Лобок. - Я занимаюсь тем, что вытаскиваю дет...
  1   2   3