Шалва Амонашвили: гранить бриллиант души!

 Знаменитый педагог Ш.А. Амонашвили встретился на днях c молодыми менеджерами одной из крупнейших российских компаний. Прославленный учитель преподал им урок гуманной педагогики.

"У каждого человека должен быть свой Учитель!, - говорит Шалва Александрович Амонашвили и внимательно обводит зал своими яркими карими глазами.- К каждому обязательно придет свой Учитель. Старайтесь не упускать его из виду!" 

    Шалву Александровича сделал учителем не кто иной, как мальчик, обыкновенный ученик, Ачико Гогелия. Впрочем, как оказалось, не совсем обычный. Ведь именно он и связанная с ним острая педагогическая ситуация, стали "спусковым курком", благодаря чему Шалва Александрович, тогда еще совсем молодой педагог, вдруг понял самую главную истину педагогики: "Нет врагов, нет друзей, есть только Учителя"...

    Так вместо стези дипломата выпускник факультета востоковедения Тбилисского университета Амонашвили стал учителем в простой средней школе. "Мне предлагали довольно заманчивые перспективы, но я понял, что меня более всего тянет работать с детьми", - объясняет Шалва Александрович свой неожиданный выбор.

    Потекли учительские будни с поурочными планами, проверкой домашних заданий, с неизбежной, казалось бы, рутиной ... Но Шалва Александрович уже жил в другом измерении - он не понимал, как можно превратить в рутину ежедневное общение с детьми - носителями Будущего. И молодой учитель сделал еще одно важное открытие: авторитарная педагогика мешает ученикам, она подавляет их развитие! И... изобрел то, без чего сегодня мы не мыслим современный подход к школьному (и не только) образованию - гуманную педагогику.

    "Педагогика - это не наука, - утверждает Амонашвили. - В педагогике все субьективно!" Но в то же время педагогика сотрудничества основана на классических трудах Марка Флавия Квинтиллиана, Песталоцци, Коменского, Руссо, Ушинского, Пирогова, Сухомлинского... Все эти столпы педагогической мысли в разные эпохи, в разном окружении, в совершенно разных ситуациях утверждали одно: главное - вера в ребенка! Вера почти религиозная, основанная на понимании неслучайности появления среди нас этого нового человека, обладающего "душой небесного происхождения". Например, Ян Амос Коменский говорил: "Ребенок - это микрокосмос, который познает макрокосмос"...Или Макаренко писал в письме Максиму Горькому: "...забывают о душе ребенка...." Это в 30-е-то годы, когда даже упоминание о душе считалось признаком мракобесия!  

    "У каждого ребенка есть предназначение, своя миссия - говорит Шалва Александрович. - И семья дана ребенку, чтобы помочь ему в выполнении этой миссии. А теперь представьте, что будет, если вместо помощи мы будем ругать его или подсовывать свои собственные нерешенные задачи?! И школа тоже должна служить ребенку, поднимать его осознание. Ведь слово "школа" в его первоначальном значении - это "лестница", а учитель - "носитель Света". Поэтому при выборе, например, школы, нужно ориентироваться на личность учителя. "Не здание есть школа, а Учитель - есть школа".

    Что есть воспитание? Это связь, общение сердец, слияние энергий. Общаясь с ребенком, ты обращаешься к высшей мудрости. И потому здесь желательно, и даже необходимо "дорисовывать" образ ребенка до красивого, сильного, вдохновляющего образа. Для этого родитель или педагог сам должен быть искателем истины. Поэтому, по Амонашвили, истинное воспитание - это воспитание самих себя.  С самовоспитанием, саморазвитием связано и понимание смысла жизни. К примеру, Л.Н. Толстой дал такое определение жизненной задачи человека: "Гранить алмаз до бриллианта..." Гранить свою душу красотой, любовью, заботой...Где бы вы ни оказались, чем бы ни занимались, всюду есть способ восхождения, свой способ огранки той или иной стороны души.

     На встрече прозвучало множество вопросов. Откуда появился термин "гуманная педагогика"?  Как объяснил Шалва Александрович, слово "гуманная" восходит к значению "смертный, ищущий в себе бессмертие". А есть ли противопоставление? Есть, в русском языке это слово "дура", которое в данном контексте интерпретируется как "существо, порвавшее свою связь с высшим". 

    А как быть, если родители, в силу постоянной занятости, вынуждены не так много времени уделять детям? Это совсем не страшно, говорит Шалва Александрович. Главное - качество общения, его наполненность любовью. Ведь любовь - это та основа, "на которой растут букеты лучших отношений". Если отец, приходя домой, не усаживается перед телевизором, а активно общается с детьми, интересуется их жизнью, играет с ними, это уже залог прочной доброй связи между поколениями. 

    Напоследок Шалва Александрович рассказал притчу о крыльях. Сюжет одновременно простой и очень символичный: старик взял на воспитание ребенка, и его попросили, чтобы через год он вернул его крылатым. "Как же я могу научить его летать, ведь у меня самого нет крыльев?" - опечалился старик. Но несмотря на это, через год он гордо представил своего воспитанника - обладателя чудесных блестящих крыльев. "Да, крылья твоего воспитанника хороши, но меня больше всего радуют твои собственные перышки", - был ответ старику....

    Каждый человек рано или поздно сталкивается с пределом своих возможностей. Мечта сбывается тогда, когда мы стараемся превзойти самих себя - все в наших руках!

 

Елена Минилбаева

 

Первая
21.04.2013 13:18:16     Это один из немногих "просветленных" людей, с которыми общаться - это, действительно, "набирать света". Учителям, да и другим людям, ради встречи с ним можно не только "сидеть на полу", внешние удобства не имеют значение, главное - видеть его, общаться с ним.
http://alschool1.ucoz.ru/
Н.В. Адуевская
29.12.2012 20:46:40     Живое Сердце и Несгибаемый Дух - вот что олицетворяет для нас уважаемый Шалва Александрович! Его глаза словно пронизывают время и пространство...печальные, строгие, бесконечно мудрые и добрые...Директора школ как школьники сидят чуть ли не на полу на его встречах... Это стоит того!
В.А. Лукьянов
19.07.2012 23:47:50     Всегда восхищался этим Учителем. Он олицетворяет собой вечный поиск золотой педагогической истины. Думаю, наша общеобразовательная школа имеет шанс вырваться вперед, если только будет ценить таких людей и внедрять их методики в ежедневную практику.
М. Зорина
23.06.2012 00:12:21     Шалва Александрович является носителем тех качеств, которые у большинства педагогов атрофировались за ненадобностью или за невостребованностью. Каждое его выступление словно гимн детству, в его кратких притчах заключена вековая мудрость и золотой запас огромной душевной силы.
Роман Балашов
09.05.2012 20:39:46     Желаем Шалве Александровичу долгих и добрых лет несения рыцарской службы на вахте Добра и Любви!
http://www.centervertical.ru
Роман Андриянов
26.04.2012 11:29:22     Такие люди, как Ш.А. Амонашвили, пробуждают в человеке Человека. Огромная Вам благодарность, уважаемый Шалва Александрович! Такие понятия как "любовь", "благодарность", "душа" благодаря Вам, к счастью, еще остаются в арсенале педагога!

Новые участники

DadgilCef
01 May 2017 05:10
anufemefeqedi
01 May 2017 03:53
StevenBup
01 May 2017 03:33
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16
Поиск по сайту

Новые записи

Тайна школьной успеваемости
От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку раз...
Мужчина-педагог очень важен для мальчишек
Уроженец Бурятии сделал футбольную команду из детдомовских ребят чемпионами мира. Действующий футболист красноярского клуба «Тотем» Олег Бадмаев нескол...
Ребенок плохо учится – что делать?
"Надо радоваться! - советует известный педагог-новатор, доктор психологических наук из Екатеринбурга Александр Лобок. - Я занимаюсь тем, что вытаскиваю дет...
  1   2   3