Поющая школа Щетинина

«Школа не должна работать на «соцзаказ», она  должна работать на истину. Как только Учитель стал служить какому-то правящему клану, он стал преподавателем. Школа должна служить только Родине. Дети приходят сюда, чтобы обрести истину, и, обретая ее, они продолжают ее утверждать в том мире, который мы называем (пока условно) взрослым».

                                                              Михаил Щетинин

 В мире не так уж много необычных школ. Большинство применяет типовые методики обучения, получая не менее типичные результаты. Но есть школы, которые настолько отличаются от других, что о них слагаются легенды. Знаменитая школа Щетинина в селе Текос Краснодарского края – одна из них.  

 У самого синего моря

 Старинная казачья застава – село Текос – находится в Краснодарском крае, в семи километрах от моря. Уютно уместившееся в пазухе лесистых гор, в августе село встречает приезжих безмятежностью густых яблоневых садов и сонным покоем полупустых улиц. Тем разительнее контраст со школой, что расположена на самом краю села: с самого утра в этом удивительном детском царстве-государстве бурлит жизнь – в аудиториях и в саду идут занятия, на стройплощадках стучат молотки, на танцполе репетирует ансамбль «Колокола России». И это – летом?!

В ответ на мое изумление плотностью летнего расписания меня спросили: «Разве человек должен хотеть узнавать новое только девять месяцев в году? А если нет, то зачем останавливаться?» Логично! Оказалось, здесь круглый год так - школа Щетинина живет по своим законам. Вообще, в этой школе удивляет все: и сам комплекс школы, состоящий из сказочных, прянично-расписных мастерских и жилых корпусов; и система обучения без уроков и звонков; и дети – ладные, красивые, очень серьезные девчата и ребята; и конечно, сам основатель школы – Михаил Петрович Щетинин, который как былинный богатырь, победив все мыслимые и немыслимые препоны, воплощает мечту в жизнь.

Мы попали в школу, а точнее, в Текосский лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков, в один из самых ответственных дней – раз в году в начале августа здесь открывается прием новых учеников. Дети едут со всех концов России и из-за рубежа, но школа может вместить всего 250 учеников. Определяющий момент при поступлении – это не примерное поведение и пятерки в дневнике, а личное желание соискателя – оно должно быть огромным. Как выразился один из учеников: «Я увидел школу, поговорил с ребятами, и понял, что мне это – надо!». Пусть не в этот год, на следующий, но вот это «надо» и есть тот путеводный луч, что обязательно приведет в школу. Кстати, большинство учеников сами искали информацию о такой школе, поэтому можно сказать, что школа Щетинина в Текосе вымечтана коллективно.

Сюда приезжают учиться не только дети, но и взрослые – учителя и выпускники педагогических вузов. Так мы познакомились с Матиасом, Александрой и Вероникой из Германии. Матиас – филолог, в Текосе он уже не первый раз – пишет объемное педагогическое исследование. На наш вопрос, есть ли в мире подобное учебное заведение, Матиас чистосердечно признает: «Такого больше нигде нет!». Он уверен, что его труд расширит кругозор немецких педагогов, и они поймут, наконец, что надо начинать учить детей по-другому – на дворе 21 век!

Школа без уроков

   А как надо учить в 21 веке? «Не надо «учить», – отвечают щетининцы. – Надо ставить исследовательскую задачу. И дать инструменты для ее выполнения». Здесь нет привычных уроков и звонков. Вместо классов – разновозрастные НППО (научно-производственные педагогические объединения). И «инструменты» в школе Щетинина – это не привычные учебники.

 Вместо них эксперты из числа учителей и наиболее продвинутых учеников разрабатывают «модули» – информационно насыщенный и доведенный до степени идеального понимания учебный материал. В помощь идет все: и опорные схемы на больших видеоэкранах, и планшеты, и учебные фильмы. Предмет не учат, в него «погружаются». Это требует немалой сосредоточенности и концентрации внимания, но путем таких погружений ученик имеет возможность за год освоить весь объем знаний курса средней школы, по которому хоть завтра может сдать любой экзамен.

А что дальше? Особенность школы  Щетинина в том, что каждый здесь одновременно и ученик, и учитель: понял тему – передай свое знание другим! А другие, прошедшие погружения в другие предметы, передадут свои знания тебе. Причем, передадут не просто содержание учебника, а предмет во всем многообразии его связей с другими дисциплинами – то есть системное знание. 

Можно изучать науки и дальше – на уровне вуза. Школа Щетинина взаимодействует с рядом вузов России. Наряду с постоянно работающими здесь преподавателями в школе читают лекции специалисты крупнейших вузов не только страны, но и из-за рубежа.

 Погружения могут проходить и в учебных помещениях, а могут и в саду, под деревьями. К примеру, вот одно из них. Под раскидистыми деревьями, на площадке – стол, вокруг него сидят три ученицы с аккуратными косичками, лет им примерно 10-11. Четвертая увлеченно объясняет что-то у доски, затем бойко стучит мелом и исписывает доску формулами. Подходим ближе – оказалось, химия. И на доске – ионные уравнения реакций. Но, позвольте, это же программа 8 класса?! «Да, – улыбаются девчушки. – А на следующей неделе возьмемся за программу 9-го!» То же самое мы наблюдали и на занятиях по истории, русскому языку и… агрономии, где шустрый мальчишка очень внятно и доходчиво объяснял способ ощелачивания закисленной почвы.

Да, в школе Щетинина есть и такие «предметы», которых нет в учебной программе обычных школ. Например, кулинария. Детей учит готовить не абы кто, а преподаватель кулинарного колледжа. Поэтому в дополнение к аттестату каждый ученик может получить еще и диплом повара-кондитера. Или взять народные ремесла. Для преподавания жостовской и хохломской росписи к щетининцам приезжал расписных дел мастер с самого производства в Нижегородской области. Так и получается, что помимо среднего образования каждый щетининский ученик овладевает еще несколькими рабочими профессиями и получает, как минимум, два высших образования. Здесь нет границ познания – ты можешь узнать все, что тебе интересно, и главное – найти того, кто может передать это знание.

Дети как индикатор школы

Что помогает щетининским детям справляться с такой плотной учебной нагрузкой? Во-первых, сама система Щетинина, при которой ребенок позиционируется и как ученик и как преподаватель. Сугубо индивидуальная образовательная траектория раскрывает потенциал каждого во всем многообразии возможного. Во-вторых, как сказал один из учеников, «здесь очень ускоряется прием информации» – то есть атмосфера безусловного одобрения взращивает поистине неутомимых исследователей. В-третьих, одно из правил школы: не терять ни одной минуты на забывание. Непрерывность учебного процесса дает целостное восприятие материала, а связь с другими дисциплинами формирует глубокие и прочные ассоциации. В-четвертых, постоянная смена деятельности – погружение, танцы, труд, ремесла, боевое искусство, снова погружение, хор, спортивные занятия и так далее до позднего вечера – все это активизирует процесс познания – «на контрастах сходит счастье!».

Но главное – это отношение к ребенку как к достойному и полномочному представителю своего собственного славного и древнего рода и всего человечества в целом. В школе Щетинина учатся дети разных национальностей – русские, адыгейцы, черкесы, немцы, башкиры, белорусы. Многонациональный состав школы только подчеркивает главную ее аксиому: в каждом ребенке явлена божественность, каждый ребенок – Творец.

Потому и вырастают в щетининской школе такие дети – умные, собранные, приветливые и очень деловитые, как на подбор! При общении с ними испытываешь некоторое смущение – как потайная пружина скрыта в них внутренняя чистота и строгость и проистекающее отсюда особое внимание к каждому слову и действию.

– Танец – это особое состояние, поток, который исходит от тебя к людям, чтобы зарядить их, поднять настроение, – рассуждает Оля Евстигнеева из Сыктывкара. – Самое главное то, что ты передаешь. В танце рождается радость, и это приятно – делиться радостью.

- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? – спрашиваю 11-летнего Егора Кюппера из Санкт-Петербурга.

– Хочу стать человеком, который может понять все! – отвечает Егор. – Думаю, развитие науки сейчас должно двигаться к универсализму…

Дети индиго?

Нет, просто эти дети попали в нужную среду.

Жить – это развиваться

В чем же главная идея щетининской школы? Если описать ее в двух словах, то это – развитие Личности.  Да, именно так – с большой буквы. Воспитание человека осознанного, знающего свои корни и свое предназначение – служить Отечеству. Эта сверхзадача не есть какой-то лозунг, благополучно пылящийся на постаменте. Она расписана и реализуется в сотнях дел, которые наполняют каждый школьный день. Для щетининцев жить – это и есть развиваться ежедневно и ежеминутно. Развиваться по всем направлениям одновременно: в овладении школьной и вузовской программой, умении развивать многогранность ума, выстраивании отношений с окружающими людьми, привнесении красоты и гармонии в этот мир. Жить в полную силу здесь и сейчас, гордо и размашисто торить свою жизненную тропу с пониманием всей меры ответственности за себя и свою страну.

Уникальность школы Щетинина даже не в том, что ЮНЕСКО еще в 1999 году объявило ее одной из лучших в мире, а заслуженный учитель РФ, профессор, академик РАО, педагог-новатор Михаил Петрович Щетинин вошел в число выдающихся людей тысячелетия, а в том, что эта школа при всей своей исключительности – открытая, распахнутая миру система, которая берет из мира и отдает ему лишь самое лучшее. Здесь на наших глазах ежедневно воплощается извечная мечта педагогики – создание пространства любви и добра, где ребенок может развиваться безгранично.

В 1987 году Михаил Петрович говорил: «Хочу, чтобы всегда на стороне ученика был учитель, чтобы встав вот на этот огонь жизни, пройти его вместе. Наша такая доля – пройти вместе». Непрост оказался этот путь, но школе Щетинина в Текосе в этом году исполнилось 20 лет! 

Елена Минилбаева

 
Цитаты Михаила Щетинина:

 «Надо выстроить так наши отношения и в обществе, и в школе тем более, чтобы не схватила за горло та среда, в которой человек пытается состояться. Ведь все-таки гений – это тот, кто был самим собой. Люди по природе честны. Я верю, что человек добр изначально, мы выпестованы такими природой. Эту природу и должна сберечь школа».

***
 
 «Никто над нашими учениками не стоит, никто и ничего не заставляет их постоянно учиться. Кроме совести. Ведь никто из них не учится для себя. Мотив деятельности один - не для себя учусь, для рода своего, и через него для народа своего. И через народ свой я служу людям других народов, а через это – всему Мирозданию, от пташечки до Галактики. То есть главное – направленность на другого».
*** 

 «Вся познавательная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ребенок не готовился жить, а жил. Легкие не готовятся дышать, они дышат. Дети не должны готовиться жить, они должны жить здесь и сейчас, родовая память содержит самую качественную информацию о различных способах жизни в этом безмерном мире. Поэтому единственное, в чем мы можем ребенку помочь – мы помогаем ему реализовать себя, со всей его  безмерностью, в этом текущем времени, найти язык и способы, как эту безмерность, свой космизм проявить. Проявить сегодня, сейчас, как в вечности».

 ***

Мнения экспертов:

Михаил Задорнов, писатель-сатирик, драматург

«Щетинин создал антифурсенковскую школу, в которой готовят истинно образованных детей. Выпускники этой школы хорошо знают российскую историю-быль, умеют в уме считать быстрее, чем на калькуляторе. Пишут без ошибок! И что совсем невероятно –  благородно держатся в обществе. В его школе не может быть и речи о наркотиках, гламуре или о поклонении попсе. Ее ученики воспитаны истинной поэзией.

Недаром эту школу прифурсенковская тусня все время пытается закрыть. Если нечисть ополчилась против Щетинина, значит, Щетинин светлый человек. А если они хотят закрыть его школу, значит, эта школа не разрушает, а создает.

Театр Безрукова, школа Щетинина – те не-последние из могикан, благодаря которым Россия всегда будет птицей Фениксом, по-русски – Жар-Птицей, жар души которой всегда помогает ей воскреснуть из почти уже пепла!»

Антон Зверев, журналист:  

«Это единственная школа в мире, которая учит быстро и эффективно, учит в радости и передает способность к самообразованию. Мой сын пробыл в этой школе всего неделю, и потом смог без репетиторов, самостоятельно подготовиться к поступлению в вуз».

Валерий Хилтунен, журналист, бывший заведующий школьным отделом старой «Комсомолки»:

«Я в Текосе давно уже не был, но среди моих корреспондентов очень много выпускников этой Школы, к становлению которой я в свое время имел некоторое отношение, чем, в общем, горжусь. Многие наработки нашего многострадального и незабываемого школьного отдела именно в Текосе и нашли свою благодатную почву. А мы ведь старательно собирали все, что могли... И мировой, и отечественный опыт: Шацкий, Макаренко, Монтессори, Френе, Ривин, Ионин, Топоров, Лозанов, Иванов... Если что  и останется в памяти потомков от ХХ века, то именно эти имена.

Думаю, что и Щетинин не забудется – по тропинке, которую он проложил, пойдут многие, кто будет строить ПРИНЦИПИАЛЬНО новую школу. А в своде футурологических прогнозов, которые еще лет сорок назад собрали в своей книге «Мир в 2000-м году» два старательных немецких социолога, Байнхауэр и Шмакке, на самом первом месте, даже перед проблемами сохранения мира, перед экологией, голодом стояло: «Поиски ПРИНЦИПИАЛЬНО новых моделей образования»...

...Говорят, что не бывает невротиков среди дровосеков и медсестер в военных госпиталях – им не до неврозов, они каждый вечер могут отчитаться перед совестью и Вселенной, чем были заняты днем. А вот педагогика - самая «невротизированная» профессия. Плоды своего труда учитель может годами не видеть. В этом смысле Щетинин нетипичен – он-то  за своих, как мне кажется, спокоен. Мне недавно написал вполне уже взрослый выпускник Текоса, с которым мы не виделись много лет. Просил консультации – занят хлопотами по размещению в родной Новосибирской области сотен беженцев из Донбасса. Спрашиваю, а ты кем работаешь-то (помню, что он мечтал стать летчиком)?  Я чуть со стула не упал, когда Валерка спокойно мне так ответил: я ТЕПЕРЬ парикмахер. Стал им недавно, но  уже победил на европейском конкурсе, предлагают салон в Барселоне, в Москву зовут, но я лучше тут, у себя. – А как же небо? – Ну, так я вдоволь налетался, училище  закончил. Теперь вот сибирский цирюльник, безумно нравится мне.  Что будет дальше – посмотрим. Я ведь в Текосе научился верить, что человек может все, была бы мечта и воля.

Очень хочется верить, что щетининские выпускники перещеголяют учителя, пойдут дальше, наоткрывают всюду своих новых Текосов и уже праправнукам моим им не придется завидовать...». 

  ***

 Об ансамбле «Колокола России»

«Первый концерт «Колоколов» состоялся в Чехов-центре 11 сентября при полном аншлаге. Вся программа – от первых секунд до последних аплодисментов – была пронизана исключительным патриотическим духом и любовью к России. Всего за час юным артистам удалось продемонстрировать весь отечественный колорит. На сцене русские хороводы сменялись зажигательной лезгинкой, а казачьи танцы сложной акробатикой в исполнении ребят в камуфляже с автоматами наперевес. Что бы ни происходило на сцене и сколько бы артистов ни участвовало в номере, складывалось впечатление, что работает единый организм – все элементы выполнялись слаженно и четко». (РИА «Сахалин-Курилы», г. Южно-Сахалинск, 12 сентября 2014 г.) 

 

Новые участники

Sergiogon
19 Aug 2017 04:14
RobertLauts
19 Aug 2017 03:28
brucesh1
19 Aug 2017 02:38
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20
Поиск по сайту

Новые записи

Тайна школьной успеваемости
От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку раз...
Мужчина-педагог очень важен для мальчишек
Уроженец Бурятии сделал футбольную команду из детдомовских ребят чемпионами мира. Действующий футболист красноярского клуба «Тотем» Олег Бадмаев нескол...
Ребенок плохо учится – что делать?
"Надо радоваться! - советует известный педагог-новатор, доктор психологических наук из Екатеринбурга Александр Лобок. - Я занимаюсь тем, что вытаскиваю дет...
  1   2   3